Доброго всем понедельника, друзья и коллеги!
Доброго всем понедельника, друзья и коллеги!
В рамках акции «Проснись, родительское сердце!» публикуем занятия для отлаживания детского-взрослых отношений в семье.
Занятие первое
1. Письмо любящим родителям
Какие они, школьные годы у наших детей и внуков? И я сейчас не о коронавирусе – когда-то он всё равно «выдохнется», а о содержании школьных дней у наших мальчиков и девочек. Благо - есть время об этом подумать.
Детство – оно имеет свойство заканчиваться, и порой, неожиданно для родителей. Но именно в эти годы закладывается фундамент будущей личности.
Давайте откровенно – хотя бы сами себе – ответим на некоторые вопросы:
• Наш ребёнок научился дружить, помогать и заботиться о тех, кто рядом?
• Он полюбил природу, с восхищением замечает, как просыпается по весне соседний лес?
• Он радуется успехам одноклассников, гордится своим классом, школой?
Кто-то скажет: а учителя на что? А кто-то возразит: это дело семьи.
Посмотрим правде в глаза: что касается учителей, они настолько перегружены педагогическими обязанностями, что им просто некогда посмотреть в глаза ученика, почувствовать его тревогу, страх, одиночество. А ещё добавим, что практически каждая учительница – жена, мама, бабушка – её на своего-то ребёнка не всегда хватает.
И уж, если на то пошло, ученик – чей-то сын (или дочь), и в новых реалиях – он принадлежит семье: и то, какое образование он получит, какой человек из него вырастет – ответственность за родителями.
Но вот беда: мамам и папам в большинстве своём тоже некогда заняться собственным ребёнком, а порой, мы и не знаем, как и о чём поговорить с ним.
Как результат – наши «компьютерные» дети не умеют и не хотят (!?) общаться глаза в глаза. Они эмоционально глухие: сочувствие, сопереживание – это не про них.
Проживая школьные годы в виртуальном мире, они в мире реальном – социальные инвалиды – не видят и не слышат жизнь. Что их ждёт в недалёком будущем: скорее всего они не найдут (да и не будут искать!) свою вторую половинку. А это значит, останутся без семьи, без детей, т.е. у нас не появятся внуки. Так и род человеческий исчезнет!
Конечно, мы утрируем ситуацию, но стоит всё-таки признать, что мы задолжали нашим детям, задолжали в заботе, во внимании, в совместных радостях и открытиях, в сердечном общении…
При этом мы ведь любим их! Любим и хотим, чтобы они выросли достойными людьми.
Пока «поезд не ушел», другими словами, пока у наших дочек и сыновей не закончилось детство – ради их счастья займёмся собой и своими отношениями с детьми.
И сделаем это с любовью! (Из книги Е.В. Бачевой «Мои родительские уроки»)
2. Размышление наедине с собой
- Посмотрите видеоролик «Ваза». https://yadi.sk/i/mgq400X-AOSZRg
- Прочитайте и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:
1. Ну что за друзья у тебя? (0)
2. Сколько раз тебе повторять! (0)
3. Посоветуй мне, пожалуйста. (1)
4. Не знаю, чтобы я без тебя делала.(1)
5. И в кого ты такой уродился?! (0)
6. Какие у тебя замечательные друзья! (1)
7. Ну на кого ты похож(а)?!(0)
8. Я в твое время...(0)
9. Ты мне опора и помощник(ица). (1)
10. О чем ты только думаешь?! (0)
11. Какой(ая) ты у меня умница! (1)
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
13. У всех дети как дети, а ты...(0)
14. Какой ты у меня сообразительный! (1)
(по методике Р.В.Овчаровой)
Обработка результатов. Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе.
Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимания у вас с ребенком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролера.
Отметьте те фразы, которые не мешало бы почаще говорить детям (если вы действительно их любите).
Попробуйте в течение вечера использовать их хотя бы по одному разу. И понаблюдайте за реакцией ребенка. (Из книги Е.В. Бачевой «Любовь в нашем доме»)
3. Моя родительская позиция.
Для начала определимся с понятием. Родительская позиция – это совокупность отношений родителя к самому себе, к своей семье, к дому, к ребёнку, к его друзьям и одноклассникам, к образовательному учреждению и педагогам, к малой и большой Родине.
Закончите следующие предложения:
• Хороший друг/подруга – это ___________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
• Друг/подруга для моего ребёнка – это ___________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
• Мне нравится/не нравится в друзьях моего ребенка________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
• Мой ребенок – хороший друг/подруга, т.к. _______________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
или
• Мой ребенок не совсем хороший друг/подруга, т.к. ________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Необязательная подсказка
Психологи говорят, что дети повторяют образ жизни своих родителей: по одним исследованиям – на 90%, по другим – на 95%. Другими словами, какая семья у нас, практически такой же она будет и у наших дочек и сыновей.
Семья – это пространство доверия, любви, нежности, заботы, понимания и терпения;
– способ сохранить человеческую природу;
– цель любящих друг друга Мужчины и Женщины;
– гарантия сохранения души;
– вечная ценность человека;
– добровольный союз родных душ;
Семья – духовная Родина человека. (Из книги Е.В. Бачевой «Словарь семейного счастья»)
5. Итоги первого занятия в Школе родительского образования
Это занятие для меня/для нас_____________________________________ ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________