ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Каждый месяц в ГКУ "КРЦСССДМ" проходят двухнедельные обучающие семинары для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Для того, чтобы пройти семинар, желающему необходимо лично прийти в КРЦСССДМ и написать заявление о прохождении обучения. Срок обучения 2 недели с 10.00 до 17.00 в рабочие дни, кроме выходных.
По окончании курсов выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для предъявления на всей территории Российской Федерации.
Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, законы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, защиту прав несовершеннолетних.
Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями.
Многие эксперты считают, что принятие ребенка в семью нужно начинать именно с выбора формы его семейного устройства. На наш взгляд, сделать этот шаг «абстрактно» и сразу достаточно трудно. По крайней мере, до знакомства с конкретным ребенком и без знания того, какие формы семейного устройства в принципе возможны в нашей стране.
К приоритетной форме устройства можно отнести усыновление; к альтернативным преимущественным — опеку (попечительство), приемную семью и другие семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законодательством субъектов РФ.
К альтернативным иным — устройство в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Усыновление/удочерение – принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Особенности:
• Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
• Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
• Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях, дату рождения.
• Усыновление можно оформить на одного человека или на супругов.
• Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуется утверждение гражданским судом.
• Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
• Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.
• Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Приёмная семья – форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя»-воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку Приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.
На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленного в области норматива. Кроме того Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
Особенности:
• Возможно передать в семью детей не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.
• Менее жёсткие требования к кандидатам – примерно такие же, как и при опеке.
• На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
• По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
• Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
• Сложнее оформить, т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
• Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.
• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
Опека и попечительство – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.
Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка.
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Особенности:
• Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
• Опекуном может быть назначен только один человек.
• На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
• По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
• Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
• Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
• Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
• Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
• Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможно.
Патронат – форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделёна между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки.
На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
Особенности:
• Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется заменяющая семья или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют, детский дом.
• Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
• На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового нет.
• Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
• Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
• Работа по планам, устанавливаемых органом опеки и учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
• Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя момент по решению сторон договора.
• Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
• Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.
Примечание: при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограниченны в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых
Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня) - форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы как поступать в тех или иных ситуациях.
Особенности:
• Как правило более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.
• Возможно взять ребенка/детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.
• Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться к ребенку и семье друг к другу, позволяет понять принято ли верное решение.
• При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.
• Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения.
• Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.
• Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают почему их берут и возвращают, они ещё не понимают что могут быть не только родители, но и "родственники".